Сегодня день рождения гения балета, Рудольфа Нуриева.
Один из самых замечательных, необыкновенно сильных образов на сцене, которые создал Рудольф, это Петрушка в одноимённом балете Стравинского. Впервые он исполнил эту роль 24 октября 1963 года, с Королевским балетом, и с тех пор, до конца жизни этот образ сопровождал Нуриева. Последний раз в роли Петрушки Рудольф выступил 15 декабря 1990 года с балетом театра Сан Карло.
"Петрушка" балет (музыка) и либретто Стравинский, Александр Бенуа, так же авторы декораций и костюмов. Создан 13 июня 1911 года Нижинским, Карсавиной, Орловым и Чекетти.
Действие балета происходит в 1830 году, в С-Петербурге под масленицу. Старый маг-шарлатан оживляет перед всей честной публикой трёх кукол -- Петрушку, Коломбину и Мавра. Застенчивый Петрушка влюблён в Коломбину, она же предпочитает ему грубого Мавра. Петрушку мучает то, что он простая марионетка, и не может выразить свои чувства как человек. Он вступает в борьбу с Мавром, и тот рассекает Петрушке голову. Старый Маг убеждает публику, что это всего лишь кукла, и переживать здесь не о чем. Маг тянет его по сцене, как мёртвого, пока не замечает, что душа Петрушки -- дразнит его над раешным ларьком.... На протяжение всего балета Петрушка отчаянно осознаёт себя всего лишь игрушкой в руках Мага-шарлатана.
Весь балет, с яркими картинами русской жизни, выраженной и в музыке, и в костюмах, и в декорациях-- совершенно великолепен. Но образ Петрушки -- это нечто потрясающее в своей хрупкости и пронзительности. В обнажённости чувств, кажется что и нервов этой "куклы". В музыке, в пластике (можно вообразить себе, как здорово представлял это на сцене Нуриев!) -- под пёстрыми и смешными тряпками балаганного шута открывается вдруг пронзительно-хрупкая и любящая душа, которую раздирают крайности и противоречия той жизни, какую он должен вести... Русская душа... Истинно-творческая душа, в отличие от Коломбины и Мавра.
официальный сайт, посвящённый Рудольфу:
www.rudolfnureyev.ru
(*забавно)) Сайт написан на русском языке, с большой любовью к творчеству Нуриева. но, кажется, не русскими журналистами (у меня сложилось такое впечатление), судя по построению некоторых фраз ...
) )) )


"Балет И. Стравинского стал эмблемой "Русских сезонов"– скульптура этого героя впоследствии была установлена на могиле Вацлава Нижинского на монмартском кладбище. "Самодовольный Арап весь развернут наружу. Несчастный забитый, запуганный Петрушка - весь съежился, ушел в себя. Взято из жизни для самой нежизненной кукольной пантомимы. Кукольные движения на психологической основе", - объяснял характеры своей постановки Михаил Фокин.
«Когда я сочинял эту музыку, - вспоминает Стравинский, - перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр, в свою очередь отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается схватка, которая в конце концов завершается протяжною жалобой изнемогающего от усталости плясуна. Закончив этот странный отрывок, я целыми часами гулял по берегу Леманского озера, стараясь найти название, которое выразило бы в одном слове характер моей музыки, а следовательно, и моего персонажа. И вот однажды я вдруг подскочил от радости: «Петрушка!» Вечный и несчастный герой всех ярмарок всех стран!» Кто знает, может быть «Петрушка» так и остался бы жить в форме концертной пьесы для рояля с оркестром, если бы не Дягилев. Слушая эту музыку, он ее «увидел»." (*о "Русских Сезонах" -- russian-seasons.blogspot.com/ )
Петрушка в исполнении Нуриева:
www.youtube.com/watch?v=wDX9x9MTXz4
Та же сцена из балета (постановка 2011, Париж)
www.youtube.com/watch?v=aOteIyRp51w&feature=rel...
Рудольф Нуриев говорит о Нижинском:
www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v...
Александр Бенуа. Эскиз к балету Стравинского "Петрушка".

Один из самых замечательных, необыкновенно сильных образов на сцене, которые создал Рудольф, это Петрушка в одноимённом балете Стравинского. Впервые он исполнил эту роль 24 октября 1963 года, с Королевским балетом, и с тех пор, до конца жизни этот образ сопровождал Нуриева. Последний раз в роли Петрушки Рудольф выступил 15 декабря 1990 года с балетом театра Сан Карло.
"Петрушка" балет (музыка) и либретто Стравинский, Александр Бенуа, так же авторы декораций и костюмов. Создан 13 июня 1911 года Нижинским, Карсавиной, Орловым и Чекетти.
Действие балета происходит в 1830 году, в С-Петербурге под масленицу. Старый маг-шарлатан оживляет перед всей честной публикой трёх кукол -- Петрушку, Коломбину и Мавра. Застенчивый Петрушка влюблён в Коломбину, она же предпочитает ему грубого Мавра. Петрушку мучает то, что он простая марионетка, и не может выразить свои чувства как человек. Он вступает в борьбу с Мавром, и тот рассекает Петрушке голову. Старый Маг убеждает публику, что это всего лишь кукла, и переживать здесь не о чем. Маг тянет его по сцене, как мёртвого, пока не замечает, что душа Петрушки -- дразнит его над раешным ларьком.... На протяжение всего балета Петрушка отчаянно осознаёт себя всего лишь игрушкой в руках Мага-шарлатана.
Весь балет, с яркими картинами русской жизни, выраженной и в музыке, и в костюмах, и в декорациях-- совершенно великолепен. Но образ Петрушки -- это нечто потрясающее в своей хрупкости и пронзительности. В обнажённости чувств, кажется что и нервов этой "куклы". В музыке, в пластике (можно вообразить себе, как здорово представлял это на сцене Нуриев!) -- под пёстрыми и смешными тряпками балаганного шута открывается вдруг пронзительно-хрупкая и любящая душа, которую раздирают крайности и противоречия той жизни, какую он должен вести... Русская душа... Истинно-творческая душа, в отличие от Коломбины и Мавра.
официальный сайт, посвящённый Рудольфу:
www.rudolfnureyev.ru
(*забавно)) Сайт написан на русском языке, с большой любовью к творчеству Нуриева. но, кажется, не русскими журналистами (у меня сложилось такое впечатление), судя по построению некоторых фраз ...



"Балет И. Стравинского стал эмблемой "Русских сезонов"– скульптура этого героя впоследствии была установлена на могиле Вацлава Нижинского на монмартском кладбище. "Самодовольный Арап весь развернут наружу. Несчастный забитый, запуганный Петрушка - весь съежился, ушел в себя. Взято из жизни для самой нежизненной кукольной пантомимы. Кукольные движения на психологической основе", - объяснял характеры своей постановки Михаил Фокин.
«Когда я сочинял эту музыку, - вспоминает Стравинский, - перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр, в свою очередь отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается схватка, которая в конце концов завершается протяжною жалобой изнемогающего от усталости плясуна. Закончив этот странный отрывок, я целыми часами гулял по берегу Леманского озера, стараясь найти название, которое выразило бы в одном слове характер моей музыки, а следовательно, и моего персонажа. И вот однажды я вдруг подскочил от радости: «Петрушка!» Вечный и несчастный герой всех ярмарок всех стран!» Кто знает, может быть «Петрушка» так и остался бы жить в форме концертной пьесы для рояля с оркестром, если бы не Дягилев. Слушая эту музыку, он ее «увидел»." (*о "Русских Сезонах" -- russian-seasons.blogspot.com/ )
Петрушка в исполнении Нуриева:
www.youtube.com/watch?v=wDX9x9MTXz4
Та же сцена из балета (постановка 2011, Париж)
www.youtube.com/watch?v=aOteIyRp51w&feature=rel...
Рудольф Нуриев говорит о Нижинском:
www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v...
Александр Бенуа. Эскиз к балету Стравинского "Петрушка".
