"Прошла первая тысяча лет со времени рождения Иисуса Христа. Христианская религия распространилась по всей Европе. (...)

В это время жила одна из самых знаменитых женщин средневековья — Элеонора Аквитанская (1122-1204 годы), прославившаяся красотой, любовными приключениями и интригами. Она была дочерью герцога Аквитании Вильгельма, знаменитого рыцаря и трубадура. Трубадурами в средние века называли поэтов, слагавших песни и стихи о рыцарях и их прекрасных дамах. Слово «трубадур» произошло от французско-провансальского выражения «слагать стихи». Вильгельм участвовал в одном из крестовых походов и воспел его в поэме, дошедшей до наших дней.

Король Франции Людовик VII женился на Элеоноре Аквитанской. Она родила ему нескольких дочерей. Отправляясь в крестовый поход, Людовик VII побоялся оставить жену среди многочисленных поклонников и взял с собой. Среди рыцарей поклонников у зеленоглазой красавицы королевы оказалось не меньше, чем при дворе, и, не стерпев измен, Людовик VII развелся с женой.

Элеонора вышла замуж за графа Анжуйского Генриха Плантагенета. Она принесла ему в приданое семь французских провинций. Генрих приходился правнуком английскому королю Вильгельму Завоевателю и вскоре получил английскую корону. В его руках оказались Англия и почти половина Франции. (...)


Элеоноре Аквитанской невесело жилось в неуютной, чужой ей Англии. Титул королевы не радовал ее. Она даже подписывалась не как положено «Милостью Божьей королева Англии», а «Немилостью Божьей королева Англии ».
Элеонора родила Генриху восемь детей, но король был больше занят войнами и государственными делами, чем своей красавицей женой. Однажды он открыто сказал ей, что женился, чтобы получить в приданое ее наследственные земли.
Как только представлялась возможность, Элеонора уезжала во Францию, в родовой замок в Пуатье. Здесь ее ждал влюбленный трубадур Бернар де Вентадур, прославивший свою любовь к красавице королеве в бессмертных стихах:

Я не могу совладать с собой,
Ничто не может меня увлечь
С того дня, как она позволила мне
Посмотреть на ее отражение
в волшебном зеркале.
В том зеркале, в котором и я
отражаюсь тебе.
Страдания убивают меня.
О да, я заблудился в тебе,
Как Нарцисс е роднике.
Мое сердце исполнено радостью,
Будто бы изменилась сама природа.
Зимой я вижу вокруг цветы
— Белые, красные, желтые.
Ветер и дождь делают меня
счастливей,
Я становлюсь талантливее,
а мои песни — красивее.
В сердце моем столько любви
и радости,
Что лед кажется мне цветком.
А снег — весенней зеленью.

В Пуатье у Элеоноры был двор любви, состоявший из прекрасных фрейлин и их поклонников - рыцарей и трубадуров. Все они повиновались особому кодексу любви, содержавшему тридцать одно правило. «Кто не умеет хранить тайну, тот не умеет любить», «Любовь не живет там, где обитает жадность», «Настоящий возлюбленный всегда робок» — гласили эти правила. (* правила из "Куртуазных Судов Любви" )

Когда выросли сыновья Элеоноры и Генриха, они потребовали, чтобы отец отдал им в управление часть земель. Началась семейная вражда. Элеонора поддержала старших сыновей, и Генрих заточил ее в башню Солсбери. Шестнадцать лет провела она в темнице. Победителем из семейной распри в конце концов вышел любимый сын Элеоноры — Ричард по прозванию Львиное Сердце.
Ричарда Львиное Сердце называли королем-рыцарем, королем-бродягой, коронованным трубадуром. Историки писали, что он получил блестящее образование, сочинял стихи, щеголял благородством, был мстителен, честолюбив, коварен и свиреп, любил рыцарские турниры, охоту и опасные приключения.

Ричард вырос в семье, раздираемой распрями. По преданию, король Генрих приказал одному из художников изобразить на стене своего Винчестерского дворца орла и четырех орлят, двое из которых бьют орла крыльями, третий — когтями и клювом, а четвертый пытается выклевать ему глаза. Так Генриху представлялась его семейная жизнь. (...)

( * что прекрасно отражено в драме Голдсмита "Лев Зимой" ))) )

(...) Умирая, Ричард Львиное Сердце оставил английскую корону своему брату Иоанну, который не однажды изменял ему. Четверть всех своих богатств и сокровищ король завещал слугам и беднякам. Похоронить себя он приказал у ног своего отца — Генриха Плантагенета в монастыре Фонтевро.

Элеонора Аквитанская после смерти любимого сына ушла в монастырь. Она пережила его всего на пять лет. Умирая, Элеонора попросила, чтобы ее тоже похоронили в Фонтевро.

Жена, муж и сын снова собрались вместе. Всю жизнь они враждовали между собой. Им было тесно в двух великих королевствах — Англии и Франции. Маленький клочок земли за оградой монастырского кладбища навсегда примирил их." ( *вся статья -- www.tainaxx.info/readarticle.php?article_id=76 )


Надгробие Алиеноры и Генриха II в Фонтевро. (* rostislava.livejournal.com/15450.html )



Philip II August sending an envoy (left), and the envoy being received by Henry II of England and his queen Eleanor
(* www.liveinternet.ru/users/3370050/post179904395... )


@темы: "женщины"