«Красота какого бы то ни было рода, в высшем её развитии, неизменно возбуждает впечатлительную душу. Печаль является, таким образом, наиболее законченным из всех поэтических настроений.

Я спросил себя – «Из всего, что печально, -- что наиболее печально, согласно со всеобщим пониманием?». Смерть, гласил явный ответ. «И тогда, -- подумал я, -- это наиболее печальная область наиболее поэтична?». Из того, что я уже достаточно подробно разъяснил, ответ так же явствует: «Когда она наиболее тесно сочетается с Красотой: итак, смерть красивой женщины, несомненно, есть самый поэтический замысел, какой только существует в мире, и равным образом несомненно, что уста, наиболее пригодные для такого сюжета, суть уста любящего, который лишился своего счастья.» ». Эдгар Аллан По «Философия творчества».

............................................................

«Душа – и тысячу ре может пройти за одну ночь» (Акинари)…

У даосов много пишут о жизни человека и долголетии. Долголетие – в умеренности. Даже приводятся правила питания, и придаётся большое значение правилам (или как ещё сказать?) умению, науке секса. Нефритовый стебель, Небесный муж – т.е. мужчина, который овладел этой наукой, мужчина, которого помнят все женщины, никогда не бросят его… Как мы оказывается зависимы и жалки в своих желаниях! Впрочем, даосы рассматривают этот вопрос по-иному.

Из философии даосов:

Сунь Сымяо
Песнь о сбережении жизни

«Между Небом и Землёй – человек, вот главная драгоценность.
Голова его подобна Небу, ноги – Земле.
(…) Из пяти видов счастья долголетие – всех драгоценнее.
Кто о жизни заботиться остерегаться должен трёх вещей:
большого гнева, большой страсти, а так же большого опьянения.
(…)Если хочешь жить долго, следуй правилам мудрым:
когда огонь не выходит наружу – сердце само успокаивается,
(…)человек может страсти обуздать и продлить свою жизнь.
(…)Кто насилует без конца свой разум, растеряет первозданный дух.
Изнуряющий своё тело приведёт в расстройство дух Согласия и Середины.
Как он сможет тогда уберечь свою жизнь?
Если разум рассеян без меры – дух будет отягощён,
Если тело утомлено без меры – наступит изнеможение,
Если дух потревожен без меры – он будет опустошённым,
Если энергия утечёт сверх меры – прекратится действие её.
Тот, кто хочет следовать пути сбережения жизни,
Пусть всегда пребывает в довольстве и меньше сердится.
Коли искренно сердце и правильна воля, суетные мысли исчезнут.
Следуй порядку вселенной, совершенствуй себя и избегнешь хлопот.
Пока весной не прошли холода, не спеши одевать тонкие одежды.
Вспотев в летнюю пору, не забудь сменить своё платье.
Осенью, холод почуяв, не мешкай одеваться теплее.
Не жди пока заболеешь, чтобы снадобье съесть.
В каждодневной пище избегай жирного и сального.
Переедание вредит духу, голодание вредит желудку.
За едой пить чрезмерно – значит портить кровь и энергию.
Кто ест и пьёт скромно, не причинит вред сердцу и лёгким.
После еды прогуляйся хотя бы на сотню шагов,
рукой поглаживай низ живота, словно жернов вращаешь.
Терпким вином можно укрепить свои силы и дух,
но кто пьёт без меры навлекает на себя все сто недугов.
Когда лежишь или сидишь, берегись ветра дующего сзади.
(…) Если вечно в покое живёшь, для чего суета?»

Лао Цзюнь
«Для того, чтобы излечить недуг или избавиться от болезни, лучше быть готовым к ним загодя.
Ведь катастрофа рождается от мелочей, а болезнь возникает из тончайших отклонений.
Если не накапливать добро мало–помалу, тогда не получится великой Потенции. Если не воздерживаться от зла в малом, тогда свершится большое преступление.
Вот сто болезней:
Не зная постоянства, то радоваться, то гневаться –
это болезнь,
Забывая о долге, стремиться к выгоде,
Любя чувственные наслаждения, разрушать Потенцию,
Привязываясь всем сердцем, любить --
это болезнь,
Ненавидя, желать кому-либо смерти,
Всё время меняться, потакая самому себе,
Быть слишком разговорчивым, любить поболтать,
Радоваться, преследуя неправого,
Кичась знаниями, презирать других -- это болезнь,
Взяв долг, не помнить о возвращении,
Считая людей неправыми, думать о своей праведности,
Прямотой – вредить людям,
У известных людей находить недостатки,
Сетовать на то, что приходится трудиться,
Иллюзии принимать за реальность,
Будучи бедным, завидовать богатым,
Достигать успеха, нанося кому-то поражение,
Из-за любви к себе, не видеть смысла,
Быть ревнивым -- это болезнь,
Много ненавидеть и мало любить,
Постоянно обсуждать, что есть правда, а что неправда,
Обсуждать достоинства и недостатки других людей-- это болезнь,
Помогать людям, надеясь на воздаяние,
Поделившись с человеком, раскаиваться в этом – это болезнь,
Любить, чтобы тебя увещевали, когда ты сердит,
Ругать и поносить любых живых тварей,
Поносить и порицать талантливых,
Если нет ровного состояния в сердце – это болезнь,
Возвращаться в мыслях к старым обидам – это болезнь,
Беседовать с дураком, глупцом,
В тяжёлой ситуации поступать легкомысленно – это болезнь,
Много сомневаться и мало верить – это болезнь,
Смеяться над сумасшедшими и припадочными,
Сидеть развалясь, не соблюдая ритуала,
Хитрость и льстивость – это болезнь,
Желая убить за злые слова,
Вмешиваться в чужие дела – это болезнь,
Любовь к резким отказам,
Убивать зародыш, резать плоть,
Причинить вред посредством воды и огня,
Побуждать к вступлению в брак,
Желать несчастья, призывать беду -- это болезнь,
Увидя что-то приятное, желать обрести,
Силой отнимать у людей вещи – это болезнь».

Восхваление ста лекарств

«Соблюдение ритуала в движении и в покое – это лекарство,
Податливость тела и мягкость характера – это лекарство,
Широкое поведение и доброта в сердце,
Соблюдение меры во всём,
Избавиться от желаний в сердце своём,
Стремиться к разумному использованию всего,
Желать людям счастья,
Сочувствовать покинутым, жалеть одиноких,
Быть скромным и уступчивым в речах,
Не требовать возвращения старых долгов,
Не спорить, выясняя кто прав, кто виноват,
Претерпев оскорбление, не хранить обиды,
Не жаловаться при тяжёлой работе,
Будучи бедным, не досадовать,
И в обретениях, и в потерях созерцать самого себя – это лекарство,
Не ругать, не поносить ничего живого,
В своих бедах и болезнях винить самого себя,
Успокаивать своё сердце, устремляясь в монастырь,
Достигая безмятежности в сердце, успокаивать ум – это лекарство,
Исправлять заблуждения и избавляться от зла,
Не вмешиваться в чужие дела,
Развеивать поток мыслей и раздумий – это лекарство,
И за закрытой дверью строго блюсти себя,
Делая важное дело, не обращать внимания на усталость,
Чтить Небо и уважать Землю,
Хранить безмятежность покоя в отсутствии стремлений – это лекарство,
Прямо критиковать, сохраняя верность,
Избавляться от эмоций, отказываться от привязанностей,
Быть добрым в сердце и отзывчивым в мыслях – это лекарство».