Сегодня открыла для себя много хорошей (естессно...) Средневековой музыки.
Начиная от чешского ансамбля Psalteria (который, к сожалению!, в 2007 году распался) -- до белорусского фолк-коллектива Стары Ольсы.

Обе группы очень разные, прямопротивоположные друг-другу. В Psalteria -- поют (и превосходно поют) на четырёхголосье четыре женщины. Музыка традиционно-европейская. Встречаются и французские, и (что редко где услышишь) испанские средневековые напевы (судя по музыке). Женские голоса все необычные, и очень профессиональные. Никакого добавления рока, осовременивания, чистое Средневековье. Реставрация.

Реставрацией старинной музыки занимаются и Стары Ольсы. Но они поют (на вобщем-то понятном русскому человеку) свои, белорусские, или литовские напевы. Необычен мужской вокал, низкий, мужественный. Соответственно -- присутствуют военные песни, рыцарские, о войнах и победах. У группы есть свой сайт, и она, к счастью, не распалась. Существует до сих пор, гастролирует. В основном по Белорусии и иже там (до Сибири вряд ли доедет). Играют на гуслях, разных рожках и флейтах, на (как написано) арабском барабане. В противовес Псалтерии -- группа Стары Ольсы практически вся мужская (кроме флейты). Их сайт: staryolsa.com/rus/albomy.html (там же можно прослушать композиции из разных альбомов)

И ещё один, отмеченный мной музыкальный коллектив, как очень хороший. со своей национальной окраской -- Mediaeval Baebes. Ещё ничего не успела прочитать об этой группе, но, опять же, отметила для себя голоса. Роскошное многоголосье. Какие-то вавилонские напевы... Хотя в их репертуаре есть разные песни. Что-то такое мне в этой музыке видится. И они немножко осовременены.... Вот информация из инета: "Mediæval Bæbes английский женский состав основанный солисткой группы Miranda Sex Garden (MSG) Катариной Блэйк (Katharine Blake) в 90-х годах. Количество человек в группе меняется от 6-и до 12-и.
Их альбомы можно характеризовать традиционной средневековой музыкой и стихами на нее, в основном аранжированной Блэйк, а так же некоторыми оригинальными композициями.
Они поют на разных языках включая латынь, итальянский, русский, средневековый английский, французский, швецкий и т. д. Их голоса сопровождаются средневековыми инструментами, включая блокфлейту и кифару, на которых играют сами вокалистки или музыканты группы."

Три таких необычных коллектива...

Ещё прослушала Найтовскую "Башню слоновой кости" -- песню Найт, с "Призрачной Розы".... Я песни самой никогда не слышала, или забыла, что слышала её когда-то... И поняла, что Найт украла у меня мелодию! Скорее всего, это получилось невольно. Музыканты иногда "перекликаются" в мелодиях, это случается.... Интересно другое -- что песню (с ОЧЕНЬ похожей мелодией!) я написала... ещё лет десять назад, и, поскольку была тогда среди толкинистов, пела её, и записала на какую-то кассету, и так она разошлась в кругу толкинистов... Короче, пошла гулять по свету. Песня называлась "Ворон". И вот теперь я слышу её у Найт! Тьфу!... В той самой Ивори Тоуэр, которая... которую я... которая мне не понравилась, одним словом.
И правда, мой "Ворон" (Первая строчка "Летел ворон над полями...") -- многих восхищал, песня похожа на народную, и Бог знает с какими легендами она могла разойтись по толкинистическим кругам... Как это водится, без имени автора... Так же как стала народной МОЯ музыка к Элисон Грос, а не настоящая шотландская, тоже -- написала музыку, и пустила (невольно...) гулять по толкинистам. Было это лет пятнадцать назад, не меньше... А потом увидела в интернете -- мол, народная шотландская... Что самое смешное! я немного угадала в своей музыке настоящую, шотландскую.
Так вот, поскольку Найт дружит с "Мельницей" русский толкинистический фольклор ей мог быть известен, и она беззастенчиво слямзила мою мелодию, приписав её себе... ТОлько вот почувствовать и обработать её она всё равно должным образом не смогла. Поэтому -- её песня провалилась.
Я, конечно, никогда и никому не докажу, что это моя мелодия.... И текст она свой состряпала, и припев какой-то приспособила... Но мне противно то, что украла её ОНА. Вот ведь какая незадача!
Вот уж кого бы я НИКОГДА не отметила, так это "Мельницу". Истинно толкинисткий дух в них, то есть -- никакой. Всё размазано, как манная каша по тарелке, и всё пропитано махровым толкинизмом, то есть бесполым и безнациональным духом, абсолютно без исторической основы. Любят их фэнтезюшники, и преимущественно те, которые особым музыкальным вкусом не обладают.

А те группы, которые я отметила, как хорошие, повторю ещё раз их названия -- Psalteria, Mediaeval Baebes и Стары Ольсы -- это группы глубоко НЕ попсовые. В них -- настоящий профессионализм, и истинный дух Средневековья. Любовь и знание этого времени. Или настоящая реставрация -- или тонкая переработка средневекового материала. Слушать их (может быть неподготовленному слушателю) даже сложновато... Хотя не верится мне, что хорошую музыку слушать сложно!

Почему люди в своё время уходили из движения толкинизма? (я могу говорить об этом, потому что была тому свидетелем -- почти у истоков...), потому что они стермились к исторической реставрации -- а не фэнтезюшной. Поэтому от толкинизма потом отделились историки-ролевики, организовались воинские клубы (на сайте группы Стары Ольсы указываются контакты с некоторыми воинскими клубами). Одно дело -- желание погрузиться в эпоху, и совершенно лругое дело -- воображать себя несуществующим королём (непременно королём почему-то! Ну, можно ещё каким-нибудь злодеем... Вампиром... Драконом там, или Мерлином... Или ещё кем-нибудь волшебным...). Розовая Найт никогда не достигнет уровня, например, Mediaeval Baebes. Ей слабо так спеть, просто слабо -- и всё, у каждого есть свой потолок. (как я зла, однако ж! И что я на несчастную крашеную блондинку бочку качу?...)) ) Она потому и приблизила к себе "Мельницу", что и "Мельнице" -- до тех же... Старых Ольсов..., как у нас говорится, до-олго по г-ну плыть. Что "Мельница", что Найт -- это всё толкинизм.

Народному вокалу тоже учиться нужно. А вернее всего то, что его нужно любить. Его нужно ЧУВСТВОВАТЬ. А не манерничать. Нужно проникаться этим воздухом, этим настроением, этой эпохой... если уж поёшь такие песни...

Так же сегодня (дорвалась называется!) прослушала "Три корабля", или "Я вижу три корабля". Эту песню (она народная английская) я впервые услышала в исполнении Мэдди Прайор. Песня мне понравилась, я её перевела на музыку, -- интересная, живая. В Англии она считается детской рождественской песней. И вот (конечно же!) я узнаю, что и Найт эту песню отметила на своём Рождественском альбоме. Ну знаете!, после вокала Мэдди и чисто английской, народной обработки Стайл Спан -- Блэкмор-с-Найт ТАК бледно смотрятся! Найт, с этим её манерничанием крашеной куклы... И синтетическая волынка (позорище!)... ЕДИНСТВЕННЫЙ, кто вытягивает всю песню -- это Ричи. Он играет от души, и к месту. И, действительно, даёт свою интересную трактовку. Все остальные -- апсалютный ноль. Послушайте Мэдди в этой песне -- и убедитесь сами. )))

Psalteria: