Сегодня день рождения гения балета, Рудольфа Нуриева.
Один из самых замечательных, необыкновенно сильных образов на сцене, которые создал Рудольф, это Петрушка в одноимённом балете Стравинского. Впервые он исполнил эту роль 24 октября 1963 года, с Королевским балетом, и с тех пор, до конца жизни этот образ сопровождал Нуриева. Последний раз в роли Петрушки Рудольф выступил 15 декабря 1990 года с балетом театра Сан Карло.
"Петрушка" балет (музыка) и либретто Стравинский, Александр Бенуа, так же авторы декораций и костюмов. Создан 13 июня 1911 года Нижинским, Карсавиной, Орловым и Чекетти.
Действие балета происходит в 1830 году, в С-Петербурге под масленицу. Старый маг-шарлатан оживляет перед всей честной публикой трёх кукол -- Петрушку, Коломбину и Мавра. Застенчивый Петрушка влюблён в Коломбину, она же предпочитает ему грубого Мавра. Петрушку мучает то, что он простая марионетка, и не может выразить свои чувства как человек. Он вступает в борьбу с Мавром, и тот рассекает Петрушке голову. Старый Маг убеждает публику, что это всего лишь кукла, и переживать здесь не о чем. Маг тянет его по сцене, как мёртвого, пока не замечает, что душа Петрушки -- дразнит его над раешным ларьком.... На протяжение всего балета Петрушка отчаянно осознаёт себя всего лишь игрушкой в руках Мага-шарлатана.
Весь балет, с яркими картинами русской жизни, выраженной и в музыке, и в костюмах, и в декорациях-- совершенно великолепен. Но образ Петрушки -- это нечто потрясающее в своей хрупкости и пронзительности. В обнажённости чувств, кажется что и нервов этой "куклы". В музыке, в пластике (можно вообразить себе, как здорово представлял это на сцене Нуриев!) -- под пёстрыми и смешными тряпками балаганного шута открывается вдруг пронзительно-хрупкая и любящая душа, которую раздирают крайности и противоречия той жизни, какую он должен вести... Русская душа... Истинно-творческая душа, в отличие от Коломбины и Мавра.
официальный сайт, посвящённый Рудольфу:
www.rudolfnureyev.ru
(*забавно)) Сайт написан на русском языке, с большой любовью к творчеству Нуриева. но, кажется, не русскими журналистами (у меня сложилось такое впечатление), судя по построению некоторых фраз ... ) )) )
"Балет И. Стравинского стал эмблемой "Русских сезонов"– скульптура этого героя впоследствии была установлена на могиле Вацлава Нижинского на монмартском кладбище. "Самодовольный Арап весь развернут наружу. Несчастный забитый, запуганный Петрушка - весь съежился, ушел в себя. Взято из жизни для самой нежизненной кукольной пантомимы. Кукольные движения на психологической основе", - объяснял характеры своей постановки Михаил Фокин.
«Когда я сочинял эту музыку, - вспоминает Стравинский, - перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр, в свою очередь отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается схватка, которая в конце концов завершается протяжною жалобой изнемогающего от усталости плясуна. Закончив этот странный отрывок, я целыми часами гулял по берегу Леманского озера, стараясь найти название, которое выразило бы в одном слове характер моей музыки, а следовательно, и моего персонажа. И вот однажды я вдруг подскочил от радости: «Петрушка!» Вечный и несчастный герой всех ярмарок всех стран!» Кто знает, может быть «Петрушка» так и остался бы жить в форме концертной пьесы для рояля с оркестром, если бы не Дягилев. Слушая эту музыку, он ее «увидел»." (*о "Русских Сезонах" -- russian-seasons.blogspot.com/ )
Петрушка в исполнении Нуриева:
www.youtube.com/watch?v=wDX9x9MTXz4
Та же сцена из балета (постановка 2011, Париж)
www.youtube.com/watch?v=aOteIyRp51w&feature=rel...
Рудольф Нуриев говорит о Нижинском:
www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v...
Александр Бенуа. Эскиз к балету Стравинского "Петрушка".