Перевод Галины, из группы Джонатана ВКонтакте

О "Бархатной Жиле"
" SEXY BOY
Дэвид Кокс
Журнал I-D, октябрь 1998

Он не новый Эван МакГрегор, хотя они и играют вместе главные роли в "Бархатной Золотой жиле", которая выходит на экраны в этом месяце. Джонатан Рис Майерс - человек самостоятельный и человек с обеспокоенным, встревоженным разумом …

Джонатан Рис Майерс ни разу не улыбнулся за все время нашей беседы о его роли в новом экстравагантном глэм-роковом фильме "Бархатная Золотая жила". Однако, несмотря на свой невозмутимый вид, 21-летний актер из графства Корк вовсе не так уж и угрюм и замкнут. Он даже отказывается признать, что устал после путешествия со съемок в Вирджинии на Каннский фестиваль, где и состоялась премьера фильма. Вместо этого он, кажется, внимателен, отзывчив и почти благодарен за возможность обсудить его роль андрогинного рокера 70-ых Брайана Слэйда.

"Я не понимал тогда, о чем этот фильм. Я никогда не делал ничего подобного, у меня никогда не было подобного опыта и никогда не будет. Если бы я мог бы понять это, это было бы скучно. Все это было такой проблемой, именно потому что я понятия не имел на что это похоже - жить в то время. У меня не было даже представления как это быть поп-звездой той эпохи, на что похоже эта бисексуальность, преподнесенная так открыто и откровенно. Это стало абсолютно новой ролью, такой же новой и освобождающей, какими и были 70-е".

Для Рис Майерса сказать, что он не понимал как играть в "Бархатной Золотой жиле" - это не просто покоряющий акт ложной скромности. Американский режиссер Тодд Хейнс точно предпочел не самый легкий путь к выбранной им теме, потому что иначе это было бы просто показным празднованием глэм-рока, а не тем сложным, многослойным изучением того, что же есть на самом деле слава, известность, личность, пол в продолжение тем, исследуемых режиссером в его предыдущих работах, таких как "Яд", "Безопасность", "Дотти получает по заднице". Играя главную роль Слэйда, рядом с Эваном МакГрегором, играя звезду, ярко блеснувшую и сгоревшую перед своим исчезновением, Рис Майерс обеспечивает человеческое лицо этому волнующему фильму Хейнса.

«Джонатан экстраординарен»,- говорит режиссер.«Он очень молод, но настолько талантлив. Он приносит в роль Брайана гораздо больше чем есть в самом сценарии. Возможно, он легко мог бы стать своего рода ледяной маской в центре этой, так называемой, деятельности, но он привнес уязвимость и чувствительность, которые в значительной мере все усложнили. Я думаю, что он приблизил меня к тому, что я пытался сделать».

Сотрудничество оказалось очень стимулирующим для актера:"Тодд позволял мне делать свою собственную работу, а я доверял ему как режиссеру. Он испытывал большое доверие ко мне, потому что Брайан был моей ролью, и он знал, что это было моим пространством. Иногда Вы могли бы работать над фильмом, где режиссер мог бы также заняться актерством, или где актер мог бы стать слишком направленным на управление. Я оставил Тодду режиссуру, а он предоставил мне возможность играть. Когда он нуждался в чем-то более или менее – он говорил мне и удерживал контроль надо мной очень тонко и незаметно. Он словно был коридором, ,в котором я мог бы подпрыгнуть, отталкиваясь от любой стены. Но всякий раз, когда я выхожу из того коридора, он очень заботливо возвращает меня обратно в него".

В "Золотой жиле" феерический взлет Брайана Слэйда к славе стал катализатором для некоторого интенсивного самоанализа. Рис Майерс очень точно схватил солипсизм(солипсизм - радикальная философская позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственно-несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира. Иногда этот термин употребляется в этическом смысле как крайний эгоцентризм - прим. пер.)и беззаботность звезды, великолепно, тонко окрашивая этот образ с трагическим намеком на понимание того, что эта шарада не может продолжаться вечно. Это заставляет актера казаться немного застенчивым на экране и рискует создать ложное впечатление плохой атерской игры. Вместо этого опасная игра на грани Рис Майерса позволяет фильму определить местонахождение своей главной темы – как узкого промежутка, который отделяет частную идентичность от общественной персоны.

"Когда я приступил к роли Брайана Слэйда, я очень быстро стал грустным, и оставался грустным в течение долгого времени. Это было очень тяжело и трагично для меня, играть его как человека, потому что я не пытался играть этот характер. Я хотел увидеть могу ли я сыграть себя. Я попытался выйти наружу, увидеть себя со стороны, увидеть себя таким героем. И когда я начал это делать, то я увидел вещи, которых никогда не замечал непосредственно в себе раньше, и которые уж точно не были замечательными качествами. Я видел его эгоизм и высокомерие, развивал ненависть непосредственно к своему герою, ненависть к самому себе, которая и проявлялась в роли".

"Я никогда не думал об этой роли, как о работе. Фактически это не было проблемой Брайана Слэйда. Это было проблемой Джонни. Когда на мне был его костюм, я бы не сказал: "Я - Брайан", я бы сказал: "Я - Джонни". Я знал, кем он был. И я позволил себе быть самостоятельным в максимально возможной степени и заставил себя быть настолько честным - насколько это возможно. Это был первый фильм, в котором я не ощущал то, на что я был похож, потому что я знал, что такой путь привел бы меня на очень узкую, очень обманчивую дорогу. Я просто позволил себе быть потоком, как река, которая протекает через все это".

Всего лишь 20, когда начались съемки "Золотой жилы" – его первой существенной роли кроме короткого появления в "Майкле Коллинзе" Нила Джордана – у Рис Майерса есть небольшая связь с периодом, во время которого происходит большая часть действия фильма. Однако, его прекрасные андрогинные особенности означают, что он - как прекрасная картина - продукт тех времен. Через его опосредованный, экранный опыт пионера глэм-рокового движения Рис Майерс пришел к своему собственному взаимопониманию того, что эра "Бархатной Золотой жилы" была всем.

"Жажда и либерализм. Это было похоже на весну, люди чувствовали свежесть, которую они никогда не чувствовали прежде, и которую многие из них не будут чувствовать снова никогда. Не было никакого взволнованного разума и никакого контроля. Это - возвращение к тому, чтобы быть ребенком. Возвращение к невинности, а вовсе не возвращение к чарующему гламуру. Они баловались запретными вещами, которые они никогда не делали прежде. Не было никакого СПИДа, они не беспокоились по поводу секса. Они не знали то, на что похож человек, становясь рабом наркотиков. Они думали, что все вокруг будет новым и розовым, и жизнь похожа на цветок, который только цветет, цветет, цветет. Когда же лепестки начали опадать - остался голый, пустой стебель - это стало главным выводом всего. Это не было невинно или красиво, или свободно, это было очень трагично и очень грязно".

Оригинал статьи: на jrmfansite.com