И, конечно, я не могла не поинтересоваться -- что пишут о боярышнике поэты? И пишут ли ?.... Я встречала упоминание чёрного боярышника в "Смерти Артура" Т.Мэлори. Если так примерно пересказать, то один из рыцарей Круглого Стола, во (многочисленных) своих путешествиях, хотел переехать по мосту через ручей, и увидел возле куста чёрного боярышника (меня особо впечатлил именно чёрный боярышник!) рыцаря. Судя по всему, из страны Фей (раз под боярышником). И чтобы переехать этот мост -- он должен был сразиться с тем рыцарем. Никак не иначе. )
«Боярышник попал в британскую символику благодаря Ричарду III, который ввел его в свою эмблему после того, как обнаружил королевскую корону на кусте боярышника после битвы у Восворта в августе 1485 г. Позже этот символ был позаимствован Генрихом VII, стремившимся после войны Роз к проведению новой объединительной политики» . О короле Ричарде "Ричард III был последним английским королем, павшим в бою. Возможно, он и не был величайшим из английских королей, но он был храбрым воином и не заслуживал участи быть преданным столь жестоко. Со смертью Ричарда III закончилась война Алой и Белой Розы и прекратилась мужская линия династии Плантагенетов, более трёх столетий управлявших Англией. Корону, снятую с мёртвой головы Ричарда, лорд Стенли лично водрузил на голову приемного сына. Он был провозглашён королем и сделался основателем новой династии Тюдоров."(*из Вики). Так что боярышник тоже имеет отношение к английской королевской семье ))) Читать про всех этих королей -- про то, что было реально, в истории, ужасно грустно. Но -- так уж было! да и сейчас -- не лучше. "Ричард Горбун в молодые годы фигурирует в повести Р. Л. Стивенсона «Чёрная стрела» " -- кто же не помнит этого славного короля из "Чёрной Стрелы"! Стивенсон навсегда увековечил его в сердцах читателей! "Хотя исторический Ричард Плантегенет Йорк, герцог Глостер, а последние 25 месяцев – король Ричард III уродом не был; единственный его физический недостаток – одно плечо выше другого, но на это сетовал разве что кузнец, ковавший для него панцирь)" ( *kamsha.ru/york/oklkorol.html ).
(* proeuropy.ru/Velikobritaniya-10/Simvoly-Velikob... )
"«Ричард III» — историческая пьеса Уильяма Шекспира, написанная приблизительно в 1591 году, изображающая приход к власти и последующее краткое правление короля Англии Ричарда III."
Но первый король Тюдоров, Генрих VII (в чьём гербе был цветок боярышника)), правил долго, успешно. И был отцом Генриха VIII, так запомнившегося мне после фильма )))
Но вот ещё стихотворение, вернее сказать -- песня, альба, из куртуазной поэзии:
"ПЕСНИ ПРОВАНСАЛЬСКИХ ТРУБАДУРОВ XI-XIII вв.
БЕЗЫМЯННЫЕ ПЕСНИ
Боярышник листвой в саду поник,
Где донна с другом ловят каждый миг:
Вот-вот рожка раздастся первый клик!
Увы, рассвет, ты слишком поспешил...
— Ах, если б ночь господь навеки дал,
И милый мой меня не покидал,
И страж забыл свой утренний сигнал.
Увы, рассвет, ты слишком поспешил...
Под пенье птиц сойдем на этот луг.
Целуй меня покрепче, милый друг, —
Не страшен мне ревнивый мой супруг!
Увы, рассвет, ты слишком поспешил...
Продолжим здесь свою игру, дружок,
Покуда с башни не запел рожок:
Ведь расставаться наступает срок.
Увы, рассвет, ты слишком поспешил...
Как сладко с дуновеньем ветерка,
Струящимся сюда издалека,
Впивать дыханье милого дружка.
Увы, рассвет, ты слишком поспешил! —
Красавица прелестна и мила
И нежною любовью расцвела,
Но, бедная, она невесела, —
Увы, рассвет, ты слишком поспешил!
Перевод Валентины Дынник
из книги «Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов» БВЛ, 1974.
(…) Возникла поэзия трубадуров, видимо, из народных провансальских хороводных песен, широко разрабатывавших любовную тему (*определённой т. зрения на этот вопрос нет. Предположения -- самые разные). Однако со временем поэзия трубадуров далеко отошла от простоты и безыскусственности народной песенной лирики. Трубадуры хотели быть виртуозами стиха. Они умножали строфические формы, большое внимание уделяли искусству рифмовки. Зародившись в конце XI в., поэзия трубадуров наивысшего расцвета достигла в XII в. В начале XIII в. начался ее упадок, усугубленный так называемыми альбигойскими войнами (1209—1229), приведшими к завоеванию Прованса французскими феодалами.
Важнейшими жанрами, культивировавшимися трубадурами XI—XIII вв.,
являются:
к а н с о н а (или канцона) (cansos или chansons) — песня, ограниченная в своей тематике любовными или религиозными темами и отличающаяся изысканным и сложным строением строфы, соединяющей часто стихи различной длины;
с и р в е н т а (sirventes) — строфическая песня, разрабатывающая темы политические или общественные, а также часто содержащая личные выпады поэта против его врагов;
и л а ч (planh), приближающийся к сирвенте, выражает печаль поэта по поводу смерти какого-либо важного сеньора или близкого ему человека;
а л ь б a (alba — «утренняя заря») — строфическая песня, рисующая расставание влюбленных утром, после тайного свидания; часто альба получает форму диалога;
п а с т о р е л а (pastorela или pastoreta)—лирическая пьеса, изображающая встречу рыцаря с пастушкой и их спор; чаще всего пасторела представляет стихотворный диалог, которому предпослано небольшое введение, описывающее ситуацию встречи;
т е н с о н a (tensos — «спор» или joc pastitz — «разделенная игра» или partimens — «раздел») является стихотворным диалогом двух ноэтов и представляет собой диспут на темы любовные, поэтические или философские;
б а л л а д а (balada) — плясовая песня, обычно сопровождаемая припевом.
Формы провансальской лирики отличаются большой изысканностью; стих построен на определенном числе слогов и ритмическом движении, создаваемом распределением ударений (чаще всего встречается ямбический ход); рифма — притом рифма точная — обязательна, причем она может связывать между собой как стихи одной строфы, так и соответствующие стихи разных строф; строфика необычайно разнообразна, число
стихов в строфе и строф в стихотворении не ограничено никакими правилами.
Большая часть лирических произведений, дошедших до нас, приписывается определенным трубадурам; в общем рукописи сохранили около 500 имен, из них около 40 — наиболее знаменитых. Однако о большей части этих поэтов не сохранилось точных сведений: так называемые биографии трубадуров, которые начинают составляться в XIII в., представляют в в значительной своей части художественный вымысел."
( *grigam.narod.ru/verseth/vers2/vers90.htm )
«Изгороди из боярышника особенно широко распространены в Англии, где они разделяют поля и тянутся на многие километры. Однако для ограждения садов с яблоней и грушей боярышник лучше не использовать, поскольку у этих растений одинаковые вредители, и непроходимая изгородь может стать для них удобным рассадником.
Неприхотливость боярышника к почве, влаге, высокая зимостойкость и декоративность снискали ему заслуженную славу.» (* по данным интернета)
А это уже вполне Сибирский боярышник, вполне знакомый ))
Боярышник в литературе )))
Lillia-v
| понедельник, 30 января 2012