Недавно посмотрела фильм "Тристан и Изольда" ( "Тристан и Изольда" 2006, (Джеймс Франко — Тристан, София Майлс — Изольда) Страна: Германия, США, Великобритания, Чехия. Режиссер: Кевин Рейнольдс / Kevin Reynolds.)
Т.к. "Тристан и Изольда" -- один из самых популярных средневековых романов -- я его читала, и не в одном варианте)) О своих читательских впечатлениях я пишу вот здесь, на Проза.ру --
в статье " "Замок Монсальват: Тристан и Изольда" www.proza.ru/2010/12/06/291
В статье я сравниваю два варианта этого романа, и провожу параллель с известным стихотворением Перси Шелли.
Привожу отрывок из романа, чтобы пояснить происхождение имени Тристан, или Несчастливый с фр. -- О рождении Тристана:
«Весь день и всю ночь мучилась королева, и на рассвете разрешилась она прекрасным сыном, по воле господа нашего. И когда она разрешилась, то сказала своей придворной даме:
--Покажите мне моё дитя, я поцелую его, ибо я умираю.
И та исполнила её желание. И когда королева взяла его на руки, увидела, что был он самым прекрасным созданием в мире, и сказала:
--Сын мой, -- говорит она, -- велико было желание моё иметь тебя, и вижу я, что ты прекраснее всех созданий, которые когда-либо породила женщина, но от красоты твоей мало мне проку, ибо умираю от мук, которые претерпела за тебя. В печали пришла я сюда, в печали родила, в печали обрела тебя, и первая радость, которую я познала от тебя, была печалью, и из-за тебя умираю в печали. И так как в печали ты пришёл на эту землю, имя тебе Тристан Печальный. Пусть же господь даст тебе прожить жизнь свою в большей радости и удаче, чем принесло твоё рожденье.
И как только она это сказала, целует она его, и как только она его поцеловала, душа рассталась с её телом, и умерла она» . (Тристан и Изольда – роман 14 века)
Однако же фильм -- это, пожалуй, ещё один вариант популярной средневековой легенды)) Исторический )))
Режиссёр фильма словно бы НАМЕРЕННО исключил всё волшебное, что, неизбежно, присутствует во ВСЕХ рыцарских историях. А "Тристан и Изольда", это, конечно, рыцарский роман, он является частью трилогии Томаса Мэлори "Смерть Артура".
Но Кевин Рейнолдс придал этой знаменитой любовной истории предельную историчность. И исключил из неё всякие мифические персонажи - например, короля Артура... Ведь мы должны согласиться, что король Артур всё-таки в большей степени мифический персонаж... Персонаж придуманный первыми поэтами Европы -- труворами -- на основе древнекельтских сказаний.
И образ Тристана в фильме подан предельно-жизненно: это не герой куртуазного романа, а исторический деятель. И поначалу такой подход режиссёра делает фильм немного скучным, немного похожим на какой-то исторический боевик.
Ведь именно литературная, поэтическая основа "Тристана и Изольды" -- сделала этот роман таким непроходяще-популярным (со Средневековья)) )
Но, в целом, в главных мотивах, Рейнолдс не отошёл от исходной легенды: Тристан убивает Морхальта, родственника короля Ирландии, потом (будучи ранен)живёт инкогнито в замке (или в землях) ирландцев, и Изольда Белокурая (дочь короля) исцеляет его от отравленной раны. Сохранён мотив того, что изгнание Тристана из ирландских земель происходит из-за меча. И то, что Тристан добывает для своего дяди, короля Марка, ирландскую принцессу в жёны.
Но в Средневековых историях много фольклорных, много мифологических элементов: это и дракон, и само путешествие тяжело раненого Тристана на лодке по морю (обо всём этом в той статье, которую я уже указывала -- www.proza.ru/2010/12/06/291 )
В фильме нет ничего НАПРЯМУЮ мистического или волшебного. Всё объяснено, всему есть причина... Почти всему -- кроме самой любви Тристана и Изольды. Потому что как раз в куртуазных романах причина их непреодолимой страсти и притяжения друг к другу понятна -- это волшебный Любовный Напиток, который приготовила для короля Марка и Изольды её мать ( в другом варианте -- служанка, и который выпили по ошибке Тристан и Изольда. Но в фильме нет и Волшебного Напитка.
То, что Тристан не только воин и рыцарь (кстати говоря, третий среди лучших рыцарей короля Артура, за его Круглым Столом)) ), но так же ПОЭТ, ПЕВЕЦ -- об этом яснее, ярче говорит игра актёра,исполнившего главную мужскую роль, Джемса Франко. Он создал ПОЭТИЧЕСКИЙ образ Тристана, в его исполнении Тристан -- по-сути Ромео, волей Судьбы разлучённый со своей Изольдой-Джульеттой. Но любовь Ромео и Джульетты прервалась в самом цвету. А Тристан и Изольда любили друг друга много лет, всю свою жизнь. И притом, как всякий куртуазный союз, это был союз принципиально не семейный и бездетный.
Игра этой красивой актёрской пары -- Джемса Франко (Тристан) и София Майлс (Изольда) -- нежна и поэтична, тонка. И режиссёр подчеркнул эту поэтическую тонкость сгущёнными историческими красками. Их любовь разворачивается на фоне войны, в условиях предельно-жёстких и суровых. Эта нежная любовь явилась неким диссонансом в общем аккорде, и это вышло по-своему красиво.
Из фильма исключено волшебство -- но его заменяет любование волшебными ирландскими пейзажами. И прежде всего МОРСКИМИ, северными пейзажами. В образном решении море, и вообще вода явилась связующим звеном многих картин, как это и должно было быть. Нет волшебства явного. Но есть тонкое волшебство самой стихии. Как, собственно, стихией является и сама любовь, вовлекающая в себя две души -- помимо их воли.
На сюжет легенды о Тристане и Изольде было написано несколько романов (а сколько раз её пересказывали, и, вероятно, в разных вариантах)) ). Не во всех вариантах король Марк -- добрый и благородный человек. В одном из них дядя Тристана человек трусливы и злой.Но всё же он король, а Тристан -- его слуга. Именно в этом варианте романа Марк узнаёт об Изольде из любовных песен (кансон), которые пишет для своей Прекрасной Дамы влюблённый Тристан. В этом же варианте истории появляется тонкая куртуазная, и, одновременно, фольклорная деталь -- король Марк видит три золотистых волоса Изольды, хранимые Тристаном, и это ещё больше разжигает его желание владеть прекрасной девушкой.
Изольда Белокурая, воплощение Прекрасной Дамы Средневековья, так же как Прекрасная Елена из древней Трои -- воплощение самой богини Венеры. Это, в том числе, и сказочная Златовласка. Её чудесные золотистые волосы -- это атрибут древней и никогда не умирающей, пенорождённой богини. Одев Изольду в приглушённые, лишённые излишнего блеска одежды, режиссёр словно бы следовал известной поэтической строчке Шекспира о той Прекрасной Даме, которую ОН желает восхвалять: ".. И тело пахнет так, как пахнет тело, не как фиалки нежный лепесток...". Хотя у актрисы волосы по-настоящему белокуры )))
Но сама история от этого не становиться ни менее романтичной, ни менее печальной -- высокой, возвышенной грустью древней трагедии.
Изольда
Король Марк
Лувр. средневековая миниатюра на кости -- сцены из романа Тристан и Изольда (здесь больше, чем в натуральную величину)) )
из средневековой книги
Джемс Франко в жизни (родился 19 апреля 1978, Пало-Альто, Калифорния, США ) : Джемс не только актёр, но и сценарист, и режиссёр, он профессионально занимается литературой и летературоведением, изучал английскую литературу. "В 2008 году Франко получил степень бакалавра по английскому языку в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.Свою выпускную бакалаврскую работу Франко писал под руководством писательницы Моны Симпсон. Затем он переехал в Нью-Йорк, чтобы учиться по программе магистров литературы Колумбийского университета, а также в Школе искусств Тиш при Нью-Йоркском университете, где он изучает фильмопроизводство.В этот период Джеймс увлекается живописью, которой он занимался в средней школе. Также можно заметить Франко рисующим в одном из эпизодов третьей части «Человека-паука»." (*из Вики)
"Джеймс Франко напрвляется в Манхэттен, чтобы получить степень магистра в области литературоведения и режиссуры в NYU( Нью-Йоркский Университет в Колумбии). Несмотря на то, что Франко уже имеет степень гуманитарных наук ( Английская литература, писатель), он хочет продолжить своё высшее образование. Джеймс говорит: “ Получив степень гуманитарных наук, я думаю, что в будущем смог бы преподавать, и наслаждаться этим”. О работе в кино актёр сказал: “Я действительно устал от кино. Я вкладывал массу усилий и труда в кино и не получал от этого большого удовлетворения. Я испытывал потребность сосредоточить своё внимание на чём-нибудь другом, чтобы снять напряжение. И оказалось, что мне нравится преподавательская деятельность».
P.S. Два его кота останутся в Лос-Анджелесе, под присмотром брата Джемса, Дэвида. " ( форум -- jamesfranco.ucoz.ru/forum/4-79-1 )
"Пять лет назад актер Джеймс Франко дебютировал в качестве режиссера. Похоже, находиться по ту сторону камеры ему нравится: Джеймс приобрел права на экранизацию мемуаров Стивена Эллиота «Адероловые дневники» - The Adderall Diaries. Он не только снимет фильм, но и напишет сценарий, спродюсирует картину и сыграет в ней главную роль.
Книга Эллиота начинается с заявления писателя о том, что его отец, возможно, убил человека. Далее он рассказывает о своем трудном детстве, бурной юности и расписывает широкий спектр непристойного поведения — от употребления наркотиков до пристрастия к мазохизму. (...) Сейчас Джеймс Франко заканчивает съемки в блокбастере «Восстание обезьян». В ближайшее время его можно будет увидеть на российских экранах в драме «Ешь, молись, люби»." (*из кинопоиска)
"Во время съемок фильма «Эскадрильи «Лафайет» Франко получил лицензию пилота.
Джеймс Франко является лицом парфюма Gucci «Gucci By Gucci Pour Homme»." (*по данным интернета)
"Эскадрилья Лафайет" -- очень и очень хороший фильм, о войне, о любви... С нетривиальным сюжетом, и хорошими актёрами. Интересна актриса выбранная на главную женскую роль, очень обаятельна -- опять же не тривиально )) И, конечно, Джемс Франко... Хотя, чувствуется, что фильм играли и создавали от души. В стилистике, на мой взгляд, есть нечто Хэмингуэевское. И романтика -- и грусть... жизненной правды...
Кадр из фильма "Спайдермен", с участием Джемса Франко
Джемс Франко со своей девушкой