Есть и ещё одна (последняя) киноверсия "Джен Эйр" -- страна Великобритания,режиссер Сузанна Уайт,премьера 24 сентября 2006
В главных ролях: Рут Уилсон, Тоби Стивенс...
Тоби Стивенс сохратил "традицию мистера Рочестера", поданную Далтоном -- мистер Рочестер далеко не хромоногий Вулкан, некрасивый, несчастливый муж, а... самый романтический герой, вся жизнь которого -- борьба с судьбой (более романтического кредо, действительно, трудно придумать!). Тоби Стивенс воплотил обаятельнейшего мистера Рочестера, которым невозможно не увлечься... И в сцене, когда мистер Рочестер спрашивает Джен -- "Посмотри на меня. Разве я красив?" (сцена у камина, в Торнфильде), это... скорее похоже на мужское кокетство! Вообще мистер Рочестер с ловкостью прожжёного сердцееда подогревает влюблённость в себя юной гувернантки! В фильме красиво отражены сцены зарождающейся любви двух героев, любви обоюдной и истинной -- то есть прошедшей испытания.

В фильме много прекрасных Английских пейзажей. Из анализа (даже коротенького отрывка из книги Шарлоты Бронте)-- уже видно, как важен для писательницы пейзаж. Опять же, в традиции романтической литературы. Уже по этому замечанию можно понять, что английские режиссёры относятся в любовью к своим текстам. Не коверкают и переиначивают их ради (порой сомнительных, особенно в отношении классики!)"режиссёрских находок".

Действительно, прекрасных английских пейзажей много. И возле реки, и самого Торнфильда, и вокруг последнего пристанища Рочестера в разлуке с Джен -- мрачного дома в еловом лесу. В фильме ярче показано, что Джен отказывает своему кузену в замужестве потому, что бунтует против (чисто английского!) брака по расчёту, без любви. Собственно, брак без любви считался нормой, а вот брак по любви -- как раз наоборот, извращением. Таковы английские традиции (я думаю, что и до сих пор... не нужно ссылаться на 19 век...). Джен такой же бунтарь в душе ("маленький бунтарь"), как Рочестер.

В фильме с особой внимательностью осветили чувства Джен -- и то, что это совсем юная, неопытная девушка, попавшая в огромный замок, готически-мрачный ( с готически-сложной же историей самого хозяина, в духе романтизма)) ). И то, что в Разлуке с Рочестером она страдает не меньше его. Заблудившись на болотах, уехав из дома Рочестера в первом порыве -- Джен потом проходит словно бы смерть и перерождение. В тот момент, когда ей кажется, что всё кончено, в том числе и её собственная жизнь, и она возвращается к природе, к родному северному вереску, -- в этот момент её как раз и ожидает самое лучшее, Джен находит своих родных, добрых и великодушных людей. Но и потом показано, что Джен так же думает постоянно о Рочестере, что любимый мужчина посещает её в снах, полных чувственности. В Джен с силой пробуждается Женщина, прекрасная женщина, не квакерша, которой она, из упрямства или детской обиды, старается себя вообразить. Актриса, сыгравшая Джен, не красива, но хрупка и обаятельна.
Шарлотта Бронте противопоставляет Джен красавицу Бланш Ингрэм (красавицу-аристократку). В фильме так подобраны актрисы, что красавица-Бланшет и Джен -- похожи. Это действительно так, ведь обе (на самом деле!) неимоверно строптивы и горды. И Джен всё-таки выходит победительницей в борьбе за сердце Рочестера.

К женским образам в фильме отнеслись необыкновенно мягко. В число их можно включить и как-бы "второстепенный" персонаж -- жену Рочестера.Она присутствует незримо и постоянно. Она злой дух Торнфильда..., но ведь и феи -- тоже существа потустороннего, недоброго мира. И жена Рочестера показана в фильме (в той единственной сцене, после несостоявшегося венчания) вполне красивой женщиной, страдающей от ревности в своём воспалённом мозгу. Вообще -- страдающей, и вызывающей к себе чувство сострадания. Она осознанно кончает жизнь самоубиством. Освобождает себя и Рочестера, себя от тесной тюрьмы тела, с доставшимся ей по наследству недугом, Эдварда -- от бездетных супружеских оков.

Категорический запрет развода, при любых обстоятельствах, вот (чуть позже)Викторианская Англия, когда даже ножки стула прикрывали тканью, а муж и жена имели отношение друг с другом лишь для детей, или... через специальное отверстие... не касаясь тел друг друга... В России развод супругов не одобрялся (поскольку венчались в церкви), но разрешался при определённых обстоятельствах -- прежде всего если супруг (супруга) не мог иметь детей, или из-за прелюбодеяния (но это уже означало бы скандал...). Хотя развод всё равно, и в России, сильно портил репутацию семейства, неважно со стороны мужа или со стороны жены была инициатива. Для высшего света это было уж некое пятно, с которым невозможно (к примеру) продвигаться в государственной карьере (стоит почитать внимательно в этом плане "Анну Каренину"). Отношение светских дам-матрон было примерно таковым -- "Если уж Я несу свой крест (*семейные отношения!), а ЭТА -- захотела ЛЮБВИ значит?!...". Единственный благовидный для всех предлог развода -- смерть одного из супругов, или уход в монастырь.

Если приглядеться к кругу Высшего Света (который есть, без сомненья, и нынче), то законы там остались те же, особенно в Англии... Престижная школа, престижное высшее образование, престижная женитьба (и никаких разводов! -- благополучная семья и дети). Стоит почитать биографии премьер-министров, и прочее... Да и в любом государстве, на самом деле, есть такое понятие -- "морально-устойчив" для высших должностных лиц... Отношения между высокопоставленным мужем и женой могут быть какие угодно, могут быть "дни посещений" как для мужа, так и для жены -- но внешне!, ВНЕШНЕ всё должно быть БЛАГОПРИСТОЙНО. Вот важнейшее требование. И кто мне скажет, что и до сих пор это не так?!

Нет, люди не изменились. Изменились наши квартиры, наши платья... Но БЛАГОПРИСТОЙНОСТЬ, и РЕПУТАЦИЯ -- остались на прежнем месте. В целом, это неплохо. Потому что это порядок и государственность. В целом понятие долга (во всех вопросах жизни, в том числе и в частных), это, действительно,хорошо. В противном случае приходит Хаос. Сначала на уровне семьи (как самой малой ячейки государства), затем на уровне государства. Как писал Овидий о времени упадка Рима -- "Или мужчина мужчину ищет ВЕНЕРЕ НАЗЛО..." )))Но люди склонны забывать уроки истории.

Вопрос семьи, конечно, вопрос государственный.Если разрушается (как бы это мягче сказать?...) детородящая ячейка государства, разрушается и само государство, неизбежно. Для нормальной женщины и нормального мужчины ЕСТЕСТВЕННО и необходимо желать детей, семейного очага, в этом, на самом деле, счастье. Сама природа женщины -- требует ребёнка с момента её первой менструации. И материнский инстинкт в женщине, из всех других, сильнейший (а женщина в большей степи Природа, чем мужчина, это и Шарлотта Бронте подчёркивает, что, надеюсь, я доказала своим анализом отрывка книги). Не стоит бояться материнства. Материнство даёт ничем непоколебимую моральную опору в жизни и духовно обогащает женщину, делает её спокойнее... и даже чувственней. ))) (но, разумеется, всё хорошо в меру).

В конце своего тернистого пути к счастью Джен Эйр обретает семейный очаг -- с любимым мужем, с детьми... При этом, словно сказочная героиня (в последней сцене фильма) Джен проходит к дому своего любимого сквозь мрачно-сказочный лес смерти. Последний дом мистера Рочестера окружён тёмным еловым лесом (того и гляди из тумана Баба-Яга на ступе выедет!), и, сама пройдя сквозь смерть и перерождение, сильная духом Джен отвоёвывает у смерти и у злобных фейри своего любимого. Как в той шотландской балладе "Тэм Лин" -- не покорилась феям, не разомкнула рук, несмотря на жар железа и искушения плоти... Женщина показана сильнее и властнее мужчины, в истинно-кельтских традициях. Она кровно, на уровне инстинкта соединена с Природой, и, по сути, олицетворение её. А мужчина -- Божественный Огонь, Божественная искра... Тепло, Солнце, Свет... Таков взгляд на эту книгу женщины (режиссер Сузанна Уайт, киноверсия романа 2006 года)

Шарлотта Бронте отходит в своей книге от романтической традиции подчинения человеческой жизни предопределённому фатуму. Её роман смелее, глубже, интереснее, как сложная душа главной героини, Джен Эйр.
Для самой Шарлотты Бронте это вопрос так и остался неразрешённым. Её роман в чём-то автобиографичен, она тоже любила женатого человека... А вышла замуж за священника, и умерла при родах первого ребёнка, в тридцать восемь лет.

Вся статья (целиком) о фильмах и книге Шарлотты Бронте на прозе.ру -- www.proza.ru/2010/06/11/782
"Тёрн из Торнфильдхолла"