Вместе с сыном смотрим "Властелина...", режиссёрскую версию -- А. скачал её специально для нас.
(Другие мои кинорецензии можно посмотреть вот здесь www.proza.ru/avtor/lilliav )
Режиссёрская версия в два с половиной раза длиннее того, что предлагал нам кинопрокат! Эти куцые искромсанные официальные клочья от всего фильма и смотреть, по большому счёту, не стоило. В общей сложности "Властелин..." занимает 12-ть часов. Три части, в каждой по две серии.
В официальной версии вырезано ТАК МНОГО, что всего и не перечислишь.

Первые впечатления такие, что, конечно же, НЕ магия и НЕ Волшебный Мир поставлены во главу угла, а...( почти что по Толстому)) ) -- проблема и противостояние Войны и Мира. Я с такой трактовкой согласна. Мне думается, что для Толкина эта тема тоже была важнейшей во всём произведении. А всё остальное -- это игра ума профессора филологии )), знающего кучу малу древних языков и читавшего в подлиннике разные предания... В конце концов придумавшего собственный язык (эльфийский). Такое... творческое переосмысление всего начитанного. Или, как это говорится, профессорский роман.

Вообще веяние Толстого сильно, именно в том что есть постоянно и во всём плюс -- и минус, персонаж Войны и персонаж Мира, персонаж Жизни и персонаж Смерти . Начиная с главных героев: Фродо -- Горлум, что в фильме подчёркивается даже цветом глаз, не говоря уж о том, что где-то далеко маленький речной народец Смеагорла родственен хоббитам. Арагорн -- Король-Призрак (люди). Кстати говоря, Арагорн Элессар во многом взят с короля Артура, например, Артур тоже обладал силой исцелять руками. Мотив меча-в-камне отсутствует (это было бы слишком грубо), но присутствует мотив сломанного меча, что, в чём-то, равносильно мечу в камне (бездействие). Конечно же, Гэндальф -- Саруман (и Саурон, как невоплощённый ещё Дух Зла). И уже не противопоставление, но своеобразное (в чём-то противопоставленное) двойничество героев: Гимли -- Леголас, Эовин -- Арвен , Мерри -- Пиппин, Баромир -- Фарамир, и, наконец, две важные супружеские пары можно сказать что противопоставленные друг другу -- Элронд и Галадриэль (кажется в Сильмарилионе упоминается, что когда-то давно они были супругами... ) -- Арагорн и Арвен.

Понятие Войны и Мира в душах героев может быть противопоставленно в лице союзников Света, совсем не обязательна их принадлежность к Тьме. Но -- внутренная сметённость, борьба..., что делает персонажа живым и интересным. Как, например, Баромир.

Особо хочется заметить, что в фильме усилена роль женщин. В книге Арвен, по сути, второстепенный персонаж. Но для самого Толкина образ сильной, мудрой женщины, старше годами -- неоспорим. Единственная (на всю жизнь) жена Толкина была старше его. Эта Мудрость Старшей Женщины, кстати говоря, характерная для Кельтской мифологии, больше выражена в Сильмарилионе. Но... если Арагорну шестьдесят -- восемьдесят лет, то Арвен (несмотря на её цветущий вид!) пятьсот! По сравнению с Арвен -- он юноша! По сравнению с Эовин -- мудрый муж. И Эллесар выбирает Арвен -- мудрую Даму Сердца, волшебницу, а не воительницу. Был ли у него момент этого выбора? Без сомнения был.

В официальном прокате убрали множество юмористических и психологических моментов.
Споры о том, что вот-де такие-то неточности и детали по сравнению с Толкиным -- совершенно неосновательны. Уже никто не сравнивает книги с фильмами, потому что меняется язык, меняются средства выражения, и потому фильм -- это уже нечто другое. На мой взгляд фильм сродни переводу с языка автора на язык кино. Можно снять фильм строго по книге, с дотошным следованием всем диалогам, и прочее, и всё таки фильм будет далёк от... впечатлений (?), эмоций (?) книги. Важно уловить и передать само настроение. И в данном фильме это удалось.

Для фильма следовало углубить образ Арвен.
И вообще мотив отцов и детей представлен в фильме чрезвычайно красиво, сильно. Здесь опять мы натыкаемся на излюбленную Толкиным парность в системе образов -- Элронд и Арвен, Фарамир и Денетор.
Сцены Раздола -- сцены умирающего Рая, что, пожалуй, грустнее сцен Ада (Мордора) Свет Раздола (или Ривендейла) это вечерний свет, уже угасающий. После уничтожения всеобщего кольца исчезнет не только мрачный Мордор, но и прекрасные, созданные волшебством колец Элронда и Галадриэли, Лориен и Ривендейл, оплоты эльфов. И поэтому Фродо эти места видятся уже как нечто умирающее и потустороннее. Они исполнены... холодным светом... Дважды за время своего пути Фродо попадает в состояние, которое можно назвать Перерождением, или границей Смерти -- перед своим походом и по окончании его. И всякий раз это так или иначе связано с эльфами.

Это опять же перекликается с Кельтской мифологией. Племена Богини Дану -- эльфы -- жили в холмах, как бы МЕЖДУ миром людей и миром Смерти. И все, кто так или иначе находятся в приграничном состоянии, невольно связываются с миром эльфов. Арагорн, пока он был Странником, воспитывался (и принадлежал) к миру эльфов. Но, став королём, он вышел из этого приграничного полусвета-полутени (на самом деле), и обрёл солнечную сторону людей. То есть обрёл яркий свет -- и яркую тень, другими словами Жизнь и Смерть.

Досмотрели последние страницы фильма... Грандиозный проект! Музыка к фильму -- целая симфония. ЭПОПЕЯ -- и у Джона Роуэла Толкина, по количеству персонажей, по масштабности охваченных планов, по годам осмысления, потраченным на эту работу... И фильм так же вышел эпопеей, масштабной, многомассовой картиной, с прекрасной музыкой (назвать её просто музыкальным фоном -- невозможно), с прекрасными видами любовно воссозданной Хоббитании, потустороннего Лориена и Ривендейла, величественного Гондора и мрачно-завораживающего Мордора.

Этой сцены не было в официальном прокате, не было даже и у Толкина. Здесь Эовин рассказывает Арагорну свой сон -- о тьме, поглотившей Средиземье... Обаятельнейший Арагорн-Эллесар в исполнении Виго Мартенсона оказался "меж двух огней", меж двух любящих женщин... Ситуация не простая для мужчины, будь он хоть Скитальцем -- хоть Королём...




На этой же фоторгафии Арагорн и Арвен без грима.